Восстановление речи после инсульта: упражнения, лечение

Гимнастика после инсульта в домашних условиях

Лечебная физкультура и упражнения является составной частью лечения и реабилитации после инсульта. Упражнения помогают улучшить кровообращение в мышцах рук, это позволяет восстановить функциональные возможности руки, заново приобрести возможности мелкой моторики. Восстановление мелкой моторики физиологически влияет на речевые способности. Многократные повторения упражнений на пострадавшей стороне тела, в том числе рук и пальцев открывает новые пути и коммуникации между мозгом и движениями в пострадавшей области центральной нервной системы.

Программа упражнений при восстановлении после инсульта должна быть индивидуализирована. Следует проконсультироваться с врачом, и физиотерапевтом и создать программу упражнений, которая подходит для вас. Путь к восстановления после инсульта может быть очень сложной задачей. Будьте терпеливы и каждое ваше достижение, пусть даже самое маленькое, это победа над болезнью.

Упражнения

Начинайте с малого и достигните большего.

Положите руки на стол и попытайтесь переместить каждый палец отдельно. Сосредоточьтесь на каждом пальце и попытайтесь их сдвинуть, даже небольшое движение в начале тренировок, со временем станет лучше и функциональность постепенно восстановится.

Держите руку на весу, если вы в состоянии, или положите ее на стол и постарайтесь сделать движение в кисти, раздвинув пальцы веером. Затем вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение по возможности максимальное количество раз (1-15 раз).

Положите руку на стол ладонью вверх, и попытайтесь сжать пальцы в кулак. Если вы не сможете плотно сжать кулак, помогите себе здоровой рукой или это должен сделать человек, который вам помогает заниматься.

Если паралич является менее серьезным, или вы уже достигли хороших результатов в реабилитации. Вы можете взять лист бумаги, положить его на стол, а на него кисть руки и постараться пальцами собрать лист в ладонь. Проделайте это же упражнение в обратном направлении, собранный в ладони лист бумаги постарайтесь вытащить пальцами.

В этом упражнении постарайтесь сделать букву “O” большим и всеми остальными пальцами. Держите руку на весу или положите ее на стол и медленно прикасайтесь большим пальцем к каждому пальцу. Проделайте упражнение, начиная с указательного пальца, а затем в обратном направлении от мизинца к указательному пальцу.

Это упражнение поможет восстановить общую силу в руке. Вложите в руку маленький легкий, эластичный мяч и начинайте его сжимать, постепенно с каждой тренировкой сжимайте его сильнее. Повторите упражнение максимальное количество раз. Если вы не можете сжать мяч, все равно проделывайте это упражнение, даже просто удерживая мяч, вы тренируетесь.

Это упражнение поможет восстановить движения в пальцах. Сделайте маленькие шарики из бумаги и, положив руку на стол, постарайтесь пнуть пальцем мячик. Начинайте выполнение упражнения с любого пальца.

Перед началом упражнений, желательно провести массаж рук и пассивную гимнастику. Обязательно выполняйте эти упражнения и здоровой рукой то же, это поможет вам быстрее восстановиться.

Гимнастика после инсульта в домашних условиях

Физические упражнения после перенесенного инсульта позволяют человеку вновь обрести утраченные двигательные навыки и быстрее вернуться к прежнему «до болезненному» двигательному статусу. А также скорее пройти социально-бытовую реабилитацию и адаптацию. В этом пациентам помогает специально разработанная гимнастика после инсульта.

Приступать к физическим упражнениям следует только после консультации с лечащим врачом. Также доктор поможет подобрать наиболее подходящий пациенту комплекс. Но в любом случае, начинать занятия следует с самых простых упражнений, очень постепенно переходя к более сложным.

Вид гимнастических упражнений всегда подбирается в индивидуальном порядке и зависит от двигательных нарушений. Если они значительны, начинать выполнять занятия следует прямо в постели.

Если же человек совсем обездвижен, то кто-то из родных должен ему помочь. Нужно регулярно, не менее трех раз в день, повторять за него необходимые движения, а именно сгибать его руку в локте, вращать кистями, сжимать и разжимать кулаки, сгибать ногу больного в колене, выпрямлять, натягивать, вращать и массировать стопы.

Перед началом гимнастики, рекомендуется разогреть тело. Для этого, хорошо принять ванну или душ. А можно просто положить рядом грелку на некоторое время, чтобы хорошо согреться.

В принципе, этого можно не делать, но обычно, предварительный разогрев уменьшает болевые ощущения во время занятий и снижает мышечную скованность.

Комплекс пассивной гимнастики

– На подвешенное над кроватью полотенце положите неподвижную руку. В течение дня, разгибайте, сгибайте ее, старайтесь отводить в стороны, вращайте неподвижной рукой. Всего эти упражнения должны занять от 10 минут до получаса в день.

– Попросите, чтобы вам сшили кольцо из широкой резинки. Длина ее должна составлять 40 см. Наденьте это кольцо на здоровую и неподвижную ногу. Передвигайте резинку, последовательно воздействую на все группы мышц. Разводите и сводите ноги, поднимайте одну, потом другую.

– Теперь вам понадобится помощник. Нужно обхватить руками щиколотки, лежащего на кровати больного и попеременно сгибать и разгибать его ноги в коленях. Следите, чтобы они не скользили по постели. Этим упражнением вы поможете человеку вернуть утраченные навыки ходьбы.

Гимнастика в положении лежа или сидя

– Сначала подвигайте глазами: Посмотрите вверх, потом вниз. Теперь посмотрите глазами в одну, потом в другую стороны. Повращайте глазами. Упражнения выполняйте при открытых или закрытых веках, каждое по 5-10 раз. Теперь с усилием смыкайте и размыкайте веки по 10 раз каждый глаз. После окончания, хорошо поморгайте.

Читайте также:
Капа от храпа: принцип действия приспособления

– Лежа на спине, поднимите руки вверх и захватите ладонями спинку кровати или дивана. Попробуйте распрямить плечи и спину, как будто хотите подтянуться. Но при этом выпрямляйте ноги и старайтесь посильнее вытянуть вперед носки. Упражнение выполняйте в медленном темпе 5-6 раз.

Гимнастика в положении сидя

– Сидя в постели, откиньтесь на подушку. Вытяните ноги, а руками возьмитесь за края кровати. Теперь, на счет один-два немного прогнитесь, отведите назад голову и вдохните. На счет три-четыре плавно опустите тело обратно, выдохните. Повторите 5-6 раз.

– Из того же положения тела, на счет один, немного приподнимите левую ногу. На счет два ногу плавно опустите. На счет три-четыре все повторите, только с правой ногой. Повторите все еще 3-4 раза.

– В положении сидя, откиньтесь на подушки и поднимите руки, а ноги нужно вытянуть. На счет один-два согните в колене левую ногу, руками обхватите голень. Постарайтесь коснуться коленом груди. При этом склоните голову вперед, вдохните. На счет три-четыре выпрямитесь, выдохните. Теперь все повторите с правой ногой. Выполняйте упражнение 3-4 раза.

– Сядьте в постели. Отведите руки назад, одновременно поднимая голову и выпрямляя спину. Старайтесь свести вместе лопатки. Выполняйте 5-6 раз.

Упражнения в позиции стоя

Выполняются, когда пациент успешно идет на поправку, и регулярно выполнял предыдущие комплексы.

– Встаньте, опустите руки вниз, расположив вдоль тела, ноги слегка расставьте. На счет один-два плавно поднимите руки вверх. Ладони поверните наружу. Слегка потянитесь, вдохните. На счет три – руки плавно опустите вниз, выдохните. Выполняйте еще 4-6 раз.

– Также стойте на коврике, поместите руки на пояс. На счет один-два поверните корпус тела влево, а руки – в сторону, вдохните. На счет три-четыре вернитесь в исходное положение. Повторите все в другую сторону. Выполняйте медленно, еще 4-5 раз.

– Исходное положение то же. Руки опущены вниз, вдоль тела. На счет один-два присядьте. Старайтесь не отрывать пятки от пола. Немного наклоняйте корпус вперед. Теперь отведите руки назад, вдохните. На счет три-четыре плавно встаньте, выдохните. Повторите еще 4-6 раз. Выполняйте медленно, не делайте резких движений.

Важно, чтобы занятия лечебной гимнастикой вошли в привычку. Выполнять тренировки необходимо каждый день. Эффективности занятий способствует их регулярность, обязательность проведения в одно и то же время. Будьте здоровы!

Упражнения по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях

Упражнения по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях

Во время острого нарушения кровообращения происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от поврежденной структуры, возникают нарушения функций организма. Чаще всего страдает речевой центр, что приводит к потере речи у человека после перенесенного им инсульта.

Подобное возможно как при геморрагическом инсульте, когда к головному мозгу поступает избыточный объем крови, так и при ишемическом, когда кровоснабжение оказывается недостаточным. Отказ речи или афазия случается при поражении левого полушария и сопровождается параличом правой половины тела.

Виды афазии

Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.

  • Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
  • Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
  • Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
  • Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
  • Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.

В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.

Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью. Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает. Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.

Общие рекомендации

Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:

  • постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
  • поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
  • как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
  • включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
  • запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.
Читайте также:
Норма сахара в крови у мужчин и методы его урегулирования

Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения. Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось. В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.

Способы возвращения речи после инсульта

Метод, используемый для восстановления больного после инсульта с потерей речевых навыков, зависит от стадии постинсультного периода. На раннем этапе используется:

  • фармакологическое лечение;
  • массаж;
  • занятия с логопедом.

Специалист намечает программу действий еще в стационаре, но дальнейшим восстановлением речи больного занимаются его домашние.

Медикаментозная терапия

В постинсультный период больному назначаются препараты, позволяющие ограничить очаг поражения мозга, восстановить нормальное кровообращение, питание нервных тканей. Врач может назначить следующие лекарства:

  • ноотропы для стимулирования регенерации, помощи в восстановлении функции клеток мозга;
  • гипотензивные средства для купирования критического подъема артериального давления;
  • кроверазжижающие препараты, понижающие вязкость крови у человека, перенесшего инсульт, способствующие улучшению церебрального кровообращения;
  • диуретики для снятия отеков мозга.

В ряде случаев для дополнительной стимуляции процессов восстановления могут назначаться мексидол, актовегин, глиатилин, цераксон.

Любые лекарственные средства, хотя и снижают тяжесть нарушений мозга, но не способны самостоятельно вернуть речь пациенту. Препараты оказывают воздействие только в комплексе с упражнениями, назначенными логопедом.

Массаж

Вместе с нарушенной речью больные, перенесшие инсульт, сталкиваются с такими проблемами как:

  • нарушение жевательной функции;
  • слюнотечение;
  • обвисание щеки, уголка рта.

Специальный массаж позволяет вернуть человеку с перенесенным недавно инсультом тонус лицевых мышц, восстановить мимику. После облегчения состояния будет проще выговаривать слова. Точки для массирования должен определить врач: он расскажет, какие участки лица необходимо тонизировать, какие расслабить. Действовать наугад в этом случае опасно – можно навредить.

Помимо массажа лица назначается массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Это позволяет снять скованность мышц и улучшить речь.

Занятия с логопедом

Работа логопеда крайне важна для восстановления речи после инсульта. Специалист на основании состояния пациента назначает подходящие упражнения. Сначала врач проводит занятия сам, объясняя родственникам особенности проведения тех или иных техник. Впоследствии родные будут заниматься с больным дома. Правила проведения упражнений по восстановлению речевых функций следующие:

  • задания надо выполнять от простых к более сложным;
  • необходимо хвалить больного при каждом, даже минимальном, успехе;
  • важно избегать переутомления;
  • частота занятий не должна превышать пять – десять раз в неделю.

Назначенную логопедом программу по восстановлению речи надо периодически корректировать, основываясь на достижениях.

Суть логопедической работы состоит в вовлечении разных областей мозга в процесс управления речью. Существуют разные комплексы, позволяющие восстановить речь после инсульта:

  • фонетические – для диагностики формы афазии, последующего улучшения контроля мимики, в первую очередь языка и губ. Больной повторяет за врачом отдельные звуки, слова, скороговорки;
  • семантические – для стимулирования активного мышления. Пациент должен продолжать предложения, ассоциативные ряды, вести диалоги на нейтральные темы;
  • наглядные – при наличии сенсорной афазии у человека применяются карточки с картинками, книжные иллюстрации, специальные пособия, побуждающие находить связи, последовательности;
  • творческие – включают в себя арт-терапию, пение, занятия музыкой.

Важное условие – все логопедические тренировки должны проходить в спокойной, позитивной обстановке.

Гимнастика

Каждый раз перед началом логопедических упражнений рекомендуется проводить гимнастику для улучшения артикуляции и улучшения работы лицевой мускулатуры:

  • выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, издав звук «У»;
  • слегка покусать сначала нижнюю, потом верхнюю губу (только при условии незначительной потери чувствительности);
  • улыбнуться, сохранив максимальную симметричность уголков губ;
  • свернуть язык в трубочку;
  • почмокать губами;
  • облизать губы, провести языком по небу;
  • медленно надувать и сдувать щеки.

Такая разминка позволяет повысить качество последующих логопедических занятий.

Артикуляционные упражнения

Призваны улучшить контроль над мимикой, языком, губами.

Упражнения для языка:

  • высунуть язык, подержать несколько секунд;
  • высунуть язык, поднять к носу, подержать;
  • высунуть язык, направить к одному уголку рта, потом к другому;
  • водить кончиком языка по небу вперед-назад;
  • цокать языком;
  • прикусывать расслабленный язык;
  • облизывать губы справа налево и слева направо.

Упражнения для губ:

  • сложить губы трубочкой и вытянуть;
  • улыбнуться, не разжимая губ;
  • поднять верхнюю губу, показав зубы, подержать несколько секунд;
  • надуть щеки, перекатывать воздух из стороны в сторону;
  • подуть сквозь расслабленные губы;
  • оттянуть губы пальцами вверх, вниз, в стороны;
  • чередование приподнятых и опущенных уголков губ.

Упражнения для голоса:

  • произносить поочередно гласные на выдохе;
  • артикулировать как при произнесении «Ы» только без звука;
  • произносить гласные подряд с перетеканием одного звука в другой, с ударением в разных местах;
  • произносить согласные: сначала глухие поочередно и подряд, потом звонкие.

Комбинации звуков для каждого человека логопед должен определить индивидуально.

Читайте также:
Snore Stopper против храпа: инструкция и показания к применению

Упражнения для мимики:

  • поднимать, опускать, хмурить, расслаблять брови;
  • широко открывать, потом расслаблять рот;
  • надувать-сдувать щеки;
  • складывать губы как для поцелуя;
  • вытягивать язык в разные стороны;
  • двигать челюстью вправо, влево, по кругу.

Другие способы вернуть речь после инсульта

Помимо традиционных методик хорошо зарекомендовали себя альтернативные способы, способствующие восстановлению речи, потерянной при геморрагическом или ишемическом инсульте.

Физиотерапия

Стимуляция мимических мышц, голосовых связок электрическими импульсами в комплексе с массажем может применяться при моторном типе афазии, чтобы способствовать восстановлению нормальной дикции.

Иглорефлексотерапия

Процедура так же назначается для коррекции моторной афазии при инсульте. Используется при восстановлении тонуса группы мышц, отвечающих за артикуляцию.

Лечение стволовыми клетками

Процедура пересадки стволовых клеток эффективно справляется с восстановлением речи после любых инсультов. Терапия проводится в амбулаторных условиях дважды с разницей в три месяца. Стволовые клетки регенерируют сосуды, устраняют бляшки, тромбы, позволяют строить новые клетки.

Функциональное биоуправление

Эта методика по восстановлению речевых функций предполагает визуальный контроль над речью, речевой мускулатурой. Если при инсульте возникло расстройство восприятия, применение метода не рекомендуется.

Хирургическое вмешательство

После проведения реваскуляризации улучшается кровоснабжение головного мозга, улучшается состояние нервных клеток. В случае неэффективности операции при серьезном инсульте назначается экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Музыкотерапия

В отдельных случаях повреждения мозга при инсульте таковы, что больной не может говорить, произносить отдельных слов, но у него получается петь. Тогда все занятия по восстановлению утраченной в ходе нарушения мозгового кровообращения речи следует проводить в форме песни.

Народные способы

При отсутствии противопоказаний от лечащего врача и невролога, для активации речевых способностей больного можно применять отвары, настои трав и растений:

  • калины,
  • земляники,
  • шиповника,
  • можжевельника,
  • сосновых шишек,
  • чабреца,
  • подорожника,
  • зверобоя,
  • шалфея,
  • календулы.

Их можно заваривать отдельно или в виде комплексных чаев, например, из земляники, очанки, скорлупы грецкого ореха. Или шиповника, репешка, календулы.

Особенно рекомендуется отвар шалфея: по четыре глотка до пяти раз в сутки.

Прогнозы по возвращению речевых навыков

На ход реабилитации возможности говорить у инсультника влияет много факторов, поэтому однозначный прогноз дать невозможно. Результаты зависят от соблюдения указаний логопеда, настроя больного и его близких, обстановки вокруг пациента. Если адекватное лечение не проводилось, прогноз восстановления – примерно 15 процентов.

Также реабилитация зависит от тяжести перенесенного инсульта:

  • при тяжелой форме и соблюдении всех назначений вероятность полного возврата возможности возрастает до 55 процентов;
  • при средней тяжести – до 75 процентов;
  • при легком степени – до 90 процентов.

Еще один фактор, влияющий на успех, – тип афазии.

При моторной афазии прогноз наиболее благоприятен. При своевременно начатом лечении возможность разговаривать возвращается в полной мере в течение полугода. У людей пожилого возраста возможно сохранение незначительных нарушений: шепелявость, нечеткость в произношении некоторых звуков. Это связано с возрастным замедлением метаболизма, невозможностью полного «оживления» мимики.

Если состояние больного тяжелое, он не узнает родных, не ориентируется в пространстве, у него выявлена тотальная афазия, то проведение логопедических занятий становится невозможным. В этом случае потеря навыков общения может стать необратимой.

Амнестический и сенсорный типы афазии требуют долгой, непрерывной работы. Человека учат заново узнавать слова, предметы. Идет работа над артикуляцией. Вряд ли удастся вернуть речевые навыки в полном объеме: обычно словарный запас оказывается ограниченным, а способность к обучению существенно снижена.

Семантическая афазия вызывается поражением мозговых структур. Поэтому возможно лишь улучшить дикцию инсультника, но общаться он сможет только простыми фразами.

Где лучше проходить реабилитацию

Первые мероприятия по восстановлению способности говорить у перенесшего нарушение мозгового кровообращения человека проводятся еще в стационаре. Но, как правило, врач лишь намечает программу лечения. Дальнейшая реабилитация проводится в домашних условиях.

В первое время потребуется помощь логопеда, который выработает программу по работе с речью для больного. Нельзя руководствоваться исключительно общими рекомендациями: только по типу проблем с речью, степени тяжести состояния, его особенностей можно назначить подходящую логопедическую методику. Продолжать работу с ней родственники смогут уже самостоятельно, периодически посещая врача для корректировки программы.

Упражнения для восстановления речи после инсульта

Инсульт – острое нарушение кровоснабжения мозга. Оно способно привести к серьезным последствиям для здоровья, к примеру, ухудшению внимания, речевым нарушениям, частичному параличу. В соответствии с тяжестью повреждения, нарушения речи бывают легкими, средними и тяжелыми. Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, требуется комплекс реабилитационных мероприятий. Рассмотрим подробнее, как вернуть речь после инсульта с помощью упражнений.

Основные виды нарушений речи

Существует две основные формы нарушений – афазия и дизартрия (первая встречается чаще). При афазии отмечается ухудшение речевых функций в результате повреждения в головном мозге речевых центров. Она бывает полной (когда речь полностью отсутствует) и частичной. Первое время после инсульта зачастую сопровождается отсутствием речи, но благодаря качественным реабилитационным мерам ситуация улучшается.

Различают шесть основных форм афазии:

1. Моторную. Она подразделяется на два основных вида – афферентную и эфферентную. В случае с первой человек испытывает трудности при выборе артикуляторной позы, необходимой для произнесения конкретных звуков. При эфферентной инстинктивная речь сохраняется, однако сильно нарушается повторение. Больных беспокоит кинетическая апраксия, из-за которой не получается переключиться с одного положения на другое.

Читайте также:
Боли в мочевом пузыре у мужчин: этиология, сопутствующие симптомы, лечение

2. Динамическую. Основной характерный речевой дефект – сильное затруднение или отсутствие возможности активного высказывания. Пациент не в состоянии нормально сформулировать высказывание, поскольку нарушается внешняя и внутренняя речь. Часто появляется эхопраксия, когда человек повторяет за собеседником на автомате его слова и движения.

3. Сенсорную. Она подразделяется на три основных вида: корковый, субкортикальный и транскортикальный. При первом пациент не понимает и не произносит звуки. При втором происходит искажение трансляции импульсов от центров, воспринимающих звуковую информацию. При третьем сохраняется способность воспринимать легкие речевые конструкции, но наругается письмо и ухудшается зрительная функция.

4. Семантическую. У больных отмечается полное непонимание сложных речевых формулировок, которые отражают пространственные соотношения. Зачастую возникают затруднения в осуществлении заданий, содержащих непростые синтаксические структуры. Больные способны забывать название привычных предметов (к примеру, ложки, стола). Чтение замедленное, может развиться акалькулия.Это нейропсихологический симптом, который проявляется нарушением счета

5. Акустико-мнестическая. Такая форма характеризуется трудностями, связанными с удержанием в памяти информации, воспринятой человеком на слух. Многие пациенты даже не в состоянии повторить за логопедом простую связку, состоящую из 3-5 слов, уловить смысл речи при быстром темпе или при разговоре с двумя и более людьми сразу.

6. Тотальную. Такая форма характеризуется полным отсутствием речи (из-за поражения многих речевых участков мозга). Это самая тяжелая форма, которая требует длительной коррекции с помощью лекарственной терапии и упражнений.

Дизартрия – это речевое расстройство, связанное с нарушением подвижности органов артикуляции (языка, неба и губ). Оно способно развиваться при поражении различных структур, но чаще всего затрагиваются черепные нервы, участвующие в работе речевых мышц. Дизартрия заключается в затрудненном произношении некоторых слов или звуков (речь вялая и невнятная).

Восстановление речи после инсульта: комплекс упражнений

Восстановление речи после инсульта назначают в совокупности с другими мероприятиями (к примеру, лекарственной терапией, физио и массажем). Разрабатывают план в индивидуальном порядке. Зачастую он включает специальный комплекс, состоящий из дыхательных и артикуляционных упражнений, который пациентам необходимо выполнять уже в стационарном отделении под чутким руководством логопеда.

Из-за того, что нарушения речи могут быть разных форм и степеней выраженности, точный комплекс упражнений специалист подбирает в индивидуальном порядке для каждого пациента. Упражнения можно выполнять и в домашних условиях после выписки из стационарного отделения.

Ранняя речевая реабилитация начинается сразу после стабилизации состояния пациента в стационарном отделении. Предварительно, логопед проводит полное обследование. Тестирование позволяет обнаружить все проблемы, связанные с произношением, пониманием, чтением, письмом, артикуляцией. С этой целью проводят специальные тесты (дополнительно может потребоваться консультация врача-невролога).

Способы устранения нарушений речи

Восстановление речевой функции происходит в несколько этапов. Продолжительность напрямую зависит от тяжести клинического случая: часть функций может быть сохранена, а другая полностью или частично нарушена.

Важны упражнения над пониманием чужой и собственной речи. Для этого практикуют уточнение пространственных представлений, осуществляют конструирование указанных стандартов, сортируют слова по смыслу. Хороший результат дают упражнения, связанные с построением высказывания с применением опорных слов, которые имеют пространственное значение. В усложненных условиях прибегают к импровизации на конкретную тему, толкованию непростых по смыслу слов и выражений.

Следующий шаг – корректировка произношения и восстановление нормальной артикуляции. Ведутся специальные работы с темпом, интонацией и речевыми шаблонами. Зачастую применяют стихи, поговорки. В конце требуется восстановить навыки чтения и письма. Для этого проводят тренировки с названием букв и чисел, практикуют технику чтения и анализируют прочитанный текст.

На первом этапе логопед ведет работы, которые могут включать следующие практики:

1. Применение альтернативных вопросов. Врач специально ставит вопрос таким образом, чтобы у человека не было возможности ответить обычным жестом. К примеру, вопрос: «Любите морс?» не подходит. Подходящая формулировка: «Вы любите морс или чай? Что сейчас хотите выпить?».

2. Перечисление предметов. Человек смотрит карточки, на которых находятся разные предметы. Задача – назвать их. С помощью таких карточек пациента просят выбрать правильное название из нескольких возможных вариантов.

3. Использование фотографий близких родственником пациента. Врачи часто в своей практике используют демонстрацию снимков, чтобы человек по ним узнал знакомые лица.

4. Ответы с употреблением слов из вопроса. Иногда специалисты предлагают пациентам отвечать на вопросы, повторяя при этом слова с изменением порядка.

5. Произнесение букв и чисел. Пациент смотрит на произвольно расположенные буквы и числа (их размер и количество напрямую зависит от тяжести клинического случая), старается их произнести.

6. Упражнения на ряды чисел. Зачастую человеку не удается называть привычные ряды (например, дни недели). Поэтому для практики предлагают воспроизводить ряды задом наперед (к примеру, считать от 3 до 13 и обратно).

7. Чтение. Когда у пациента сохранены навыки чтения, рекомендуется их использовать для ускорения реабилитационного периода. Для этого ему дают простые задачи: медленно произносить вслух отдельно-взятые слова, части из текста.

На втором этапе, когда состояние человека нормализуется, и предыдущие практики даются легко, логопед предлагает усложненные задачи. В первую очередь, требуется нормализовать связь между словом и образом, выработать способность легко удерживать речевые конструкции. Человек должен научиться самостоятельно строить фразы. Для этого врач показывает различные картинки, а человек говорит, что именно на них изображено. После этого просят подобрать конкретную картинку к слову и наоборот.

Читайте также:
Лечение молочницы у мужчин: популярные средства

Дополнительно практикуют работы с сюжетными картинками и целыми циклами картинок в хронологическом порядке. Пациенту предлагают составить небольшой рассказ с определенным количеством слов. Ведутся работы с темпом и интонацией высказываний. Зачастую врач просит пациента пересказать текст разного уровня сложности с применением опорных слов и изображений. В конце, чтобы закрепить результат, предоставляют написать небольшой рассказ под диктовку.

Важны упражнения над пониманием чужой и собственной речи. Для этого практикуют уточнение пространственных представлений, осуществляют конструирование указанных стандартов, сортируют слова по смыслу. Хороший результат дают упражнения, связанные с построением высказывания с применением опорных слов, которые имеют пространственное значение. В усложненных условиях прибегают к импровизации на конкретную тему, толкованию непростых по смыслу слов и выражений.

Следующий шаг второго этапа – корректировка произношения и восстановление нормальной артикуляции. Ведутся специальные работы с темпом, интонацией и речевыми шаблонами. Зачастую применяют стихи, поговорки. В конце требуется восстановить навыки чтения и письма. Для этого проводят тренировки с названием букв и чисел, практикуют технику чтения и анализируют прочитанный текст.

Контроль дыхания

Индивидуальный комплекс упражнений разрабатывает специалист. Ниже представлен один из примеров. В первую очередь, требуется занять удобное горизонтальное положение. Руки должны быть сложены перед собой, в области живота, чтобы хорошо ощущать и контролировать брюшное дыхание. Далее делают глубокий вдох через нос, и медленно выдыхают через рот. Такую технику дыхания повторяют несколько раз, после чего усложняют, добавляя при выдохе произнесение следующих звуков:

Количество необходимых повторений установит специалист..

Логопедические упражнения

Помимо контроля дыхания, важно выполнять комплекс упражнений для развития мышц языка. Он может включать разные упражнения. К примеру, высовывание языка с удержанием его по средней линии вниз на несколько счетов или с перемещением сначала за правую, а после за левую щеку на протяжении 10 секунд.

Регулярно выполняя упражнения, прогресс не заставит себя ждать. Однако важно понимать, что пациенту для выздоровления требуется психологическая поддержка. Поэтому рекомендуется комплексная работа, чтобы во время занятий рядом присутствовал логопед и родственник, которого обучили всем нюансам.

Вместе с речевыми нарушениями часто отмечаются двигательные, психологические и когнитивные расстройства, поэтому дополнительно прибегают и к другим методикам. Среди них: физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, медикаментозная терапия.

Преимущества обращения в Юсуповскую больницу

Юсуповская больница оказывает своим пациентам полноценный цикл медицинских услуг, включая, стационарное лечение, обследование, хирургию и реабилитацию. Предусмотрены диагностические процедуры любого уровня сложности. Услуги оказываются по различным медицинским направлениям. Одно из приоритетных – неврология. С каждым пациентом после инсульта работает команда опытных специалистов. Они проводят диагностику и в кратчайшие сроки приступают к реабилитации. Это помогает пациенту вернуть интерес к жизни, активность и самостоятельность в быту.

В ходе реабилитации практикуют логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта. К каждому пациенту предусмотрен индивидуальный подход, что гарантирует положительную динамику в лечении. Возможно размещение с родственниками в семейной палате, с сиделкой.

Для записи на первичный прием к специалисту позвонить по указанным на сайте телефонам или заполнить стандартную форму в онлайн-режиме, оставив контактные данные для обратной связи.

Логопед после инсульта

Классификация нарушений речи после инсульта

По степени тяжести нарушения подразделяются на легкие, средние и тяжелые. Существует также классификация в зависимости от месторасположения и размера пораженной зоны.

Первый вид – моторная афазия, подразделяется на:

Афферентную, которая характеризуется распадом отдельных артикуляционных поз (в медицине их называют артикулями), проявляется поиском артикуляции при разговоре.

Эфферентную, когда речь больного разорвана, человек останавливается на некоторых кусках высказываний. Хотя звуки даются легко, слова и фразы даются сложнее.

Сенсорную, подразумевающую расстройство фонематического слуха, т.е. звуки больным воспринимаются каждый раз по новому, искаженно, как бы смешиваясь между собой.

Второй вид – динамическая афазия, который характеризуется аспонтанностью и инактивностью речи. Больной имеет бедный словарный запас, отвечает односложно.

Третий – амнестическая афазия, когда человек не может воспринимать информацию на слух из-за уменьшения объема запоминания.

Четвертый – семантическая афазия. Больной не воспринимает сложные с логической и грамматической стороны речевые обороты.

Описание логопедических занятий при инсульте

Работает правило: «чем раньше начать, тем лучше». Если лечащий врач разрешит, занятия можно начать уже в отделении реанимации. Логопед в зависимости от состояния больного определяет, какие упражнения ему подойдут, оптимальную продолжительность урока, корректирует программу по мере усвоения материала. Обязательно проводить восстановление речи в совокупности с приемом специальных медикаментов (ноотропов).

Длительность занятия 20-45 минут в зависимости от скорости утомляемости больного. При негативных проявлениях урок уменьшается до 10 минут. Частота занятий определяется специалистов в зависимости от степени нарушения речи.

Срок восстановления речи после инсульта напрямую зависит от типа и тяжести афазии. При легких нарушениях улучшение наступает через 2-4 недели занятий, а выздоровление – через 1 год. При афазии средней тяжести восстановить речь получается через 2-3 года непрерывной работы. При тяжелых – потребуется от полугода до нескольких лет с привлечением нейропрсихолога. Логотерапия не всегда помогает восстановить речь в полной мере, поскольку повреждение мозга обратить нельзя.

Читайте также:
Натертость между ног у мужчин: причины воспаления

Курс лечения афазии

Курс лечения для восстановления речи после инсульта делится на несколько этапов.

Диагностика нарушений речи

Логопед ставит окончательный диагноз после 1-2 недель. В ходе диагностики он обращает внимание на способность изъясняться, степень понимания обращенной к больному речи. Если у пациента отмечаются нарушения речи средней или легкой тяжести, логопед приступает к более детальному анализу отклонений для выяснения типа афазии.

степень четкости речи;

наличие заикания, застревания на некоторых звуках, предрасположенности к замене одного звука на другой;

возможность запоминания слов;

наличие склонности использования словоформ не к месту;

степень восприятия и составления логико-грамматических конструкций и т.п.

На основании полученных данных логопед намечает основную программу и подбирает комплекс упражнений для восстановления речи после инсульта. При необходимости дает рекомендации о привлечении других специалистов. Логопед будет выдавать задания для закрепления материала дома.

Первый этап лечения

Логопед выстраивает общение с пациентом так, чтобы он начал обрабатывать обращенную к нему речь. Специалист обращает внимание на общее состояние больного, чтобы устранить «периоды молчания». Каждые 15 минут (варьируется специалистом) пациенту задается короткий вопрос. Фраза произносится медленно, удерживается зрительный контакт. Вопрос мотивирует не только выслушать, но и дать ответ, не ограничиваясь жестом. Например: «Вы будете пить сок или воду?».

Работа с карточками – следующий шаг. Логопед показывает изображения привычных предметов и объектов, а пациент должен назвать их. Усложненное упражнение – выбрать название среди нескольких вариантов. Далее показывают фотографии из фотоальбома, а больной называет, кто на них изображен.

В продолжение упражнений на называние идут буквы и цифры. Перед человеком раскладывают карточки в произвольном порядке с буквами или цифрами. Их число и размер определяет логопед в зависимости от общего состояния больного и тяжести афазии.

Далее специалист учит пациента оперировать словами из вопроса. Ему нужно составлять ответ из них, меняя местами либо повторяя нужные.

Рядам также уделяется внимание во время занятий. В большинстве случае большой может воспроизвести алфавитный порядок, последовательность дней недели, месяцев. Поэтому логопед просит воспроизвести ряд в обратном порядке, что заставляет задуматься.

При отсутствии нарушений в навыках чтения и письма их специалист использует в терапии. Человека он просит в медленном темпе прочитать отдельные слова, предложения, абзацы. Затем задает наводящие вопросы, чтобы пациент рассказал суть прочтенного материала.

Второй этап лечения

После улучшения в состоянии речи после инсульта занятия усложняются. Сначала работают над восстановлением связей между словами и образами, исправляют нарушения номинации и внутренней речи, учат сохранять заданную речевую конструкцию в естественном порядке, самостоятельно строить фразы.

Занятия с картинками усложняются. Теперь нужно не только назвать, что изображено. Следует выбрать из нескольких вариантов правильное название объекта или выполнить изображенное действие. Затем пациент выбирает карточки к заданному слову и наоборот.

Продолжается работа с составлением ответа из слова вопроса. Добавляют сюжетные картинки и серии изображений с последовательным сюжетом. Пациент должен составить рассказ из заданного логопедом числа слов и предложений.

Дается задание на подбор слов в соответствии с определенным признаком. Ведется работа над ритмом речи, темпом повествования и интонацией. Подключаются схема предложений. Пациенту предлагается составить план своего ответа, пересказать текст разной сложности сначала со словами и картинками-подсказками, затем (по мере усвоения) повышается уровень самостоятельности. Продолжается работа с написанием и чтением текстов, как под диктовку логопеда, так и самостоятельно.

Далее ведется работа над пониманием речи и восстановлением контроля своей речи, пространственных представлений. Логопед помогает конструировать и воспроизводить выданные эталоны речи, классифицировать и сортировать слова по их назначению, строить речь при использовании опорных слов определенного пространственного значения, предлогов и союзов. С больным ведется работа, направленная на развитие способности толковать смысл слов, совершать счетные операции, сочинять на заданную тематику, выполнять разной сложности инструкции.

Затем перед логопедом стоит задача скорректировать произношение путем устранения инертности в речи, исправления артикуляционных дефектов. Специалист работает над темпом, ритмом и интонацией больного, вербализацией его действий, речевыми рядами, восстанавливает артикуляционные уклады.

В заключение второго этапа логопед работаем над устранением дефектов в навыках счета, чтения и письма. Пациент должен не только узнавать, но и называть буквы и цифры, выполнять звуковой и буквенный анализ по предложенным схемам, читать и анализировать прочитанное. Ведется работа над восстановлением письменных навыков.

Задания на дом при лечении нарушений речи

Часто логопед оставляет рекомендации и упражнения для закрепления итогов занятий. Их нужно выполнять, но, придерживаясь ряда правил:

  • Не нужно воспринимать нарушение речи, как психическое отклонение.
  • Старайтесь вовлекать больного в разговор. Неважно, молчит ли он, либо говорит очень неразборчиво. Отказ от общения с ним приводит к тому, что речь не восстанавливается.
  • Показывайте любимые программы, включайте радио или музыку, мотивируйте подпевать, пусть даже звуками.
  • Нельзя прерывать занятия при отказе родственника отвечать на вопросы или заниматься. Переключитесь на упражнения, направленные на понимание речи.
  • Категорически запрещено ругать за лень. После инсульта чаще всего у больного начинается депрессия, что приводит к снижению желания быстрее восстановиться.
  • Не прерывайте попытки человека высказаться, пусть это и занимает много времени. Договаривать за него нельзя.
  • Разговаривайте с больным короткими фразами в неспешном темпе. Если требуется, повторяйте сказанное, сопровождая речь рисунками или жестами. Это обусловлено тем, что зачастую люди после приступа почти (или совсем) не воспринимают обращенную речь.
  • Занятия проводить в полной тишине один на один.
  • Не стоит выдерживать определенное время одного занятия. Смотрите на нынешнее состояние родственника, степень его утомления.
Читайте также:
Белый налет на головке члена: причины и лечение

Восстановление речи после инсульта требует усилий, однако при четком соблюдении всех рекомендаций пожилой человек сможет добиться существенных результатов.

Афазия. Как в реабилитационных программах проходит восстановление речи после инсульта?

Проблемы с использованием или пониманием языка (афазия) появляются, согласно статистике исследований, проводимых НАБИ (Национальной Ассоциацией по борьбе с инсультом), у 25 больных из 100. Каждый четвертый больной ощущает трудности, связанные с вербальным общением — умением говорить, писать или понимать устный и письменный язык. Это свидетельствует о том, что острое нарушение мозгового кровообращения затронуло один или несколько центров контроля языка.

Афазия — это симптом повреждения головного мозга, а не болезнь. Насколько индивидуальна картина повреждений, настолько же индивидуально проявляется у каждого пациента афазия. Это условие и определяет индивидуальный характер подбора методик восстановления речи после инсульта для каждого пациента.

Выделяют четыре основных вида постинсультных нарушений речи

Повреждение языкового центра в доминирующем полушарии — область Брока — приводит к тому, что пациенты теряют способность передавать свои мысли с помощью связных и грамматически правильных языковых конструкций. И наоборот, патологические изменения в области Вернике (сенсорный центр) приводят к проблемам восприимчивости к языку. Такие пациенты с трудом понимают устную или письменную речь. Они часто строят правильные грамматические конструкции, но их высказывания могут быть лишены смысла. Наиболее тяжелая форма афазии (глобальная или тотальная) встречается у пациентов с обширными повреждениями нескольких областей мозга, отвечающих за понимание и речь. Самая легкая форма афазии — амнестическая — приводит к затруднению работы со словарным запасом.

Как на практике проявляются эти виды афазии?

Повреждение языкового центра в доминирующем полушарии — область Брока — приводит к тому, что пациенты теряют способность передавать свои мысли с помощью связных и грамматически правильных языковых конструкций. И наоборот, патологические изменения в области Вернике (сенсорный центр) приводят к проблемам восприимчивости к языку. Такие пациенты испытывают трудности с пониманием устной или письменной речи. Они часто строят правильные грамматические конструкции, но их высказывания могут быть лишены смысла. Наиболее тяжелая форма афазии (глобальная или тотальная) встречается у пациентов с обширными повреждениями нескольких областей мозга, отвечающих за понимание и речь. Самая легкая форма афазии — амнестическая — приводит к затруднению работы со словарным запасом.

Как на практике проявляются эти виды афазии?

  1. Моторная афазия. Вы знаете, что хотите сказать, но не можете найти (вспомнить, правильно употребить и произнести) нужные слова.
  2. Сенсорная афазия. Вы слышите, как кто-то говорит, или видите печатный текст, но не может понять смысл слов.
  3. Амнестическая афазия. Вы затрудняетесь с подбором и использованием правильных слов для обозначения некоторых людей, предметов, мест или событий.
  4. Глобальная афазия. Вы не можете говорить, писать, читать и не понимаете, что говорят вам.

Инсульт: восстановление речи. Упражнения

Пациентов с диагнозом афазия и нарушениями речи волнуют вопросы: возможно ли ее восстановление после инсульта в полном объеме и сколько на это потребуется времени?

Прежде всего, необходимо принимать во внимание необратимость процесса разрушения клеток мозга. Чтобы вернуть пациенту способность говорить, специалистам потребуется подобрать такие средства восстановления после инсульта, которые помогут переключить речевые функции на ближайшие не затронутые болезнью участки мозга. А сроки зависят, в том числе, и от высокой инертности клеток мозга – ведь необходимо переключить их на несвойственные им функции

Разработано множество методик восстановления речи после инсульта, которые могут ускорить этот процесс — речевая, мелодичная, визуальная, художественная и т.д. Эти логопедические методы применяются наряду с медикаментозной терапией – пациенту назначают препараты, способные подтолкнуть процессы образования новых нейронных связей.

Метод интонационной (мелодичной) терапии основан на «пении». Пациенту предлагается петь слова, которые не удается отчетливо произнести. Визуальная терапия использует возможность формирования ассоциаций между словами, обозначающими предмет, и их визуальным изображением.

Самая распространенная методика лечения афазии — речевая (логопедическая) терапия. Занятия по методике проводятся с логопедом-афазиологом и включаются в курс интенсивной реабилитации больных после инсульта в той мере, в которой это необходимо конкретному пациенту.

Упражнения для восстановления речи после инсульта начинаются с комплекса, который призван постепенно восстановить у пациента навыки владения артикуляционным аппаратом. Это может быть произнесение отдельных звуков, слогов или слов, проговаривание скороговорок. Упражнения выполняются с логопедом, а результаты закрепляются самостоятельно в свободное от занятий время. Чем интенсивнее занятия, тем больше вероятность восстановления.

Читайте также:
Причины потери веса у мужчин: их выявление и устранение

Инсульт: восстановление речи и способы общения больных с окружающими

Если лечение нарушений речи начато сразу же, вероятность восстановления речи после инсульта высокая. Но чем больше прошло времени, тем медленнее идет восстановление. К сожалению, всегда остается вероятность, что дефекты в том или ином объеме сохранятся. Именно поэтому, продолжая занятия, нужно учиться жить дальше, приноравливаясь к своим дефектам. Искать и использовать подручные средства, чтобы находить обходные пути при общении.

Ниже приведены несколько способов, наладить общение больного с окружающими.

Если после инсульта восстановление речи идет медленно и вам тяжело произносить слова, используйте в качестве реквизитов общения предметы, картинки, фотографии. Рисуйте или пишите на бумаге.

Заведите коммуникационную книгу (или используйте планшет со специальной программой) в которой будут слова, изображения или символы, обозначающие понятия, необходимые для общения.

Создайте карточку с информацией о том, что у вас афазия и об удобном способе общения с вами. Носите ее с собой, отправляясь в магазин, аптеку или на прогулку. Покажите продавцу, водителю, любому человеку, с которым вам нужно пообщаться. Не стесняйтесь предлагать людям удобный для вас способ общения и люди обязательно откликнуться на вашу просьбу.

Используйте интернет (электронную почту или личную страницу в социальных сетях) для расширения практики общения с людьми. После инсульта и восстановления речи с логопедом постоянное общение – лучший способ закрепить полученные результаты и добиться положительной динамики.

Комментарий главного врача реабилитационного центра «Спутник в Комарово» Борисова А.В.

В клинической практике логопеда чаще встречаются смешенные формы афазии. И в каждом случае ему нужно искать и подбирать для пациента свой набор эффективных лечебных методик. При этом нельзя забывать, что есть лечебная стратегия — попытка вместе с логопедом-афазиологом восстановить то, что можно восстановить, а есть адаптационная, когда мы понимаем, что жить нужно уже сейчас, приноравливаясь к своему дефекту, вне зависимости от того, что с нами делают в настоящий момент специалисты. Люди часто забывают, что помимо поиска эффективных лечебных методик, новых лекарств (которых, как и методик с нормальной доказательной базой, не так много), есть еще возможности общения, которые нужно использовать независимо от дефектов, и тут может помочь только постоянная практика.

Афазия, как правило, не влияет на процесс мышления, и общаться с такими больными нужно как с взрослыми, умными людьми, однако стараясь делать предложения короткими и простыми. Произносить их медленно, четко артикулируя слова. Используя при необходимости любые средства и способы, облегчающие коммуникацию.

Реабилитация после инсульта

В России около 500 тыс. пожилых людей страдает от инсульта – внезапного нарушения мозгового кровообращения. Повреждения головного мозга связаны с риском человека остаться инвалидом. Каждый участок мозга отвечает за конкретную область деятельности организма. Выстраивается цепочка патологий: нарушение в головном мозге влечёт за собой нарушение речи, памяти, двигательной способности. Помощь при приступе должна быть оказана немедленно. В ином случае начнутся необратимые последствия. Рассмотрим виды и последствия инсульта, способы и сроки реабилитации, возможности восстановления в домашних условиях.

Виды инсульта

Кровеносная система человека разносит кислород, гормоны и полезные вещества, насыщая питанием клетки организма. При инсульте движение крови по цикличному кругу прекращается.

Если нарушение в головном мозге происходит из-за закупорки кровеносных сосудов сгустками крови, оторвавшимися тромбами, то констатируют ишемический инсульт.

Разрыв сосудов и излияние крови непосредственно в мозг приводит к геморрагическому инсульту. И в том, и в другом случае, клетки, своевременно не получая питание, начинают отмирать. Тромбы не обязательно образуются в самом мозге. По кровеносной системе они приносятся от периферических участков тела.

Ишемический инсульт носит название инфаркта головного мозга. Заболевание развивается преимущественно ночью, возникает на фоне хронических патологий:

  • сахарного диабета;
  • перенесённого инфаркта миокарда;
  • сердечной недостаточности.

Геморрагический инсульт диагностируют у людей в возрасте от 45 до 60 лет. Приступ может начаться неожиданно, днём, после физического или психического перенапряжения. Такие больные в своём анамнезе имеют гипертоническую болезнь, атеросклероз сосудов головного мозга.

Первые несколько минут происходят без симптомов. Затем человек чувствует:

  • головокружение;
  • потерю зрения;
  • слабость в руках и ногах по одной стороне тела;
  • резкую боль в голове;
  • потерю координации движений.

В таких ситуациях не стоит думать, что симптомы временные и скоро пройдут. Если они не ярко выражены, и у окружающих остаются сомнения, для диагностики используют приём трёх действий.

Приём трёх действий:

  1. Просят пострадавшего показать зубы. При инсульте наблюдается асимметрия уголков рта. Одна сторона остаётся неподвижной;
  2. В положении сидя просят поднять руки под углом 90°, а в лежачем положении под углом в45°. В инсультном состоянии одна рука постоянно опускается;
  3. Просят повторить простую фразу. При инсульте речь невнятная, замедленная, «спотыкающаяся».

При выявлении даже одного из симптомов, вызывают неотложную помощь. Чем раньше больной поступит в больницу и начнётся лечение, тем меньшая область головного мозга пострадает.

Наши цены

Лечение инсульта с частичной парализацией

социальная реабилитация
занятия ЛФК
фармакотерапия
восстановление двигательных функций

Уход за больными после инфаркта миокарда

контроль артериального давления
диетическое питание
контроль приема лекарств
лечебная физкультура

Читайте также:
Питание после инсульта: продукты

Массаж для пожилых после инсульта

улучшение циркуляции крови
повышение мышечного тонуса
общее расслабление
уменьшение спазмов мышц

Сиделка для пожилых после инсульта

регулярное измерение АД
сестринский уход
диетическое питание
занятия ЛФК

Последствия инсульта

После перенесённого инсульта у больного появляется ряд нарушений неврологического характера.

Наиболее тяжёлым последствием является полный паралич. Пожилой человек остаётся обездвиженным на всю оставшуюся жизнь. При частичном параличе обездвиженными оказываются одна сторона тела или отдельные его части: нога, рука. Потеря чувствительности в одной руке или ноге называется парезом, в двух конечностях парапарезом, в нижних и верхних конечностях одновременно – тетрапарезом. Паралич может затронуть отдельные мышцы в конечностях. Тогда они сгибаются не полностью, или сгибаются-разгибаются, но пальцы остаются непослушными.

Патология речи – следующая проблема, с которой сталкиваются после инсульта пенсионер и его родственники. У каждого третьего возникает дизартрия – нарушение звукопроизношения. Речь становится глуховатой, невнятной. Даже после короткого высказывания больной задыхается и ему трудно глотать. Отмечаются и другие речевые дефекты: больной слышит речь и может говорить, но не понимает смысл высказываний, путается в словах, подменяет одни звуки другими.

Когнитивные нарушения проявляются в виде потери памяти и интеллектуальной недостаточности. Пожилые забывают названия предметов, сохранив представление о них. Не усваивают новую информацию. При этом могут помнить события далёкого прошлого. Больным сложно делать элементарные математические расчёты, они теряют логику рассуждений. Не сразу понимают суть задания, нуждаются в подсказках от окружающих.

Болезнь сопровождается психическими расстройствами. Пенсионеры испытывают тревогу по поводу своего будущего, переживают, что не смогут вернуть утраченные навыки. Понижается самооценка. Негативные эмоции вызывают отчаяние и приводят к депрессии.

Врачи рекомендуют после преодоления острого периода, как можно раньше начать реабилитацию больного. В таком случае у него есть шанс восстановить все утраченные навыки и быстрее вернуться к самостоятельной жизни.

Реабилитация после инсульта: сроки и способы

Период восстановления после инсульта зависит от возраста человека, степени поражения головного мозга, полученных повреждений. Если задет небольшой участок мозга, больной через несколько недель возвращается к обычной жизни. При тяжёлых патологиях понадобится до трёх лет с условием регулярных занятий по развитию памяти, речи, двигательной активности, мышления.

Функция движения

После перевода больного из реанимации в обычную палату, ему некоторое время нельзя вставать. Но двигательную терапию проводят даже с лежачим пациентом. Задача реабилитологов на первом этапе восстановления: помочь организму «вспомнить» движения. Используется пассивная гимнастика.

Если потеря чувствительности значительная, движения делают за самого больного:

  • сгибают руку в локтях;
  • сгибают ногу в колене;
  • поднимают конечности;
  • вращают кисти;
  • сжимают и разжимают кулаки;
  • вращают стопы.

Чтобы к мышцам тела больного вернулся здоровый тонус, в медицинскую программу реабилитации входят массаж и физиотерапия.

Назначение процедур:

  • снижение болевого синдрома;
  • снятие мышечного тонуса;
  • усиление кровотока в парализованных частях тела;
  • уменьшение отёков;
  • нормализация сна.

Курс массажа начинают на второй день после перевода из реанимации, если состояние пожилого человека удовлетворительное. Физиотерапию назначают через 2-3 недели.

При парезе конечностей, пациента не сразу ставят в вертикальное положение. Сначала он обучается навыкам передвижения ног, сидя или лёжа в кровати. На следующем этапе пенсионер пробует самостоятельно присаживаться, помогая себе руками. При положительном результате, больной учится вставать с кровати.

В стационаре ему помогают медицинские работники. Пожилого человека вначале учат ходить, держась за шведскую стенку, затем с использованием четsрёхножных ходунков, постепенно переходят к опоре на трость.

Параллельно проводятся занятия с эрготерапевтом по обучению самообслуживанию. Больной заново учится:

  • одеваться;
  • умываться;
  • обуваться;
  • принимать пищу;
  • пользоваться туалетом;
  • принимать гигиенические процедуры.

Речевая функция

Возвращение речи инсультному больному – целенаправленная работа, которая может продолжаться несколько лет. Родственникам пожилого человека нужно помнить, что спонтанно функция не вернётся. Восстановлением способности говорить и понимать речь занимается логопед-афазиолог.

Логопед выясняет типы речевых проблем, исследует уровень нарушения звукопроизношения, чтения, письма, артикуляции. Проверяет состояние нёба, работу мышц языка, функцию глотания и фонации (голосового звучания).На основе диагностики составляет индивидуальную программу восстановления. Упражнения сочетаются с лекарственной терапией. Занятия со специалистом должны проводиться ежедневно, продолжительность одной сессии составляет 20-45 минут.

Кровь из мужского полового члена: основные причины и действенные способы лечения

Кровь из мужского полового члена: основные причины и действенные способы лечения

Выделение крови из мужского детородного органа – это очень серьезная проблема, требующая немедленного вмешательства врача-уролога, и может быть причиной развития опухолей, хронического уретрита, простатита и т.д. Давайте рассмотрим причины открытия кровотечения из члена и какие методы лечения применяются для устранения данного симптома.

  • Почему у мужчин возникает кровотечение из уретры;
  • Диагностические мероприятия;
  • Эффективные способы лечения.

Почему у мужчин возникает кровотечение из уретры
Если мужчина обнаружил кровянистые выделения из пениса, то не стоит откладывать визит к опытному специалисту в «долгий ящик», ведь отсутствие должного лечения может спровоцировать импотенцию и бесплодие.
Появление крови из мужского детородного органа может быть результатом:

  • Онкозаболевания предстательной железы или простатита;
  • Геморрагического цистита;
  • Мочекаменной болезни и пиелонефрита;
  • Язвы мочевого пузыря.
Читайте также:
Боли в мочевом пузыре у мужчин: этиология, сопутствующие симптомы, лечение

Перечисленные патологии могут серьезно навредить здоровью, поэтому так важно своевременно приняться за их лечение.

При простатите кровь из уретры идет из-за закупорки протоков предстательной железы, в результате которой образуются микроабсцессы и скапливается гной. При надавливании на простату гной выходит наружу через уретру. Если своевременно не приняться за лечение, то гнойное содержимое абсцесса может попасть в кровь.

Достаточно распространенная причина появления примеси крови в семенной жидкости или после полового контакта – это камни в простате. Камни образуются из не вышедшего из предстательной железы секрета, обросшего различными солями. Перед семяизвержением предстательная железа сокращается, в результате чего отложения приходят в движение, нанося небольшие травмы, которые сопровождает микрокровотечение. Кровь выходит наружу через уретру вместе с эякулятом.

Каждое заболевание, вызывающее кровотечение из пениса, имеет свои симптомы и признаки. Кровь из члена во время секса, обычно, провоцируют расстройства в функционировании предстательной железы.

Камни в простате опасны в том случае, если начинают двигаться. Они смещаются, например, во время сексуального взаимодействия, в результате чего царапают окружающие ткани, и открывается капиллярное кровотечение.

Кровяные выделения при эякуляции объясняются тем, что в состав спермы входит секрет, выделяемый предстательной железой, в который могут попасть капельки крови при каких-либо сбоев в работе данного органа. Поэтому семенная жидкость может иметь розовый оттенок.

Наиболее опасная причина появления крови из уретры во время эякуляции – это злокачественная опухоль предстательной железы. Если у мужчины присутствуют онкозаболевание, то при сокращении простаты небольшие кровеносные сосуды, которые питают орган, сдавливаются, и в эякуляте видны следы крови.
Болезни почек и мочевого пузыря – это главные факторы появления крови в процессе мочеиспускания.

Причиной цистита с кровью является присутствие инородного тела в мочевом пузыре, раздражающего слизистую оболочку и провоцирующего выделение крови при мочеиспускании.
Распространенной проблемой является присутствие конкрементов в мочевыделительных органах. Когда камни начинают двигаться по уретральному каналу, слизистая уретры раздражается, и образуются микротравмы, в результате которых в моче появляется кровь. Мочекаменная болезнь, обычно, сопровождается острой, сильной болью и обильными кровяными выделениями из головки пениса.

При небольших кровотечениях из уретры во избежание серьезных осложнений, мужчине необходимо незамедлительно обратиться к специалисту, который назначит правильное лечение с помощью медикаментов.

Натуральные препараты для мужчин также эффективны при заболеваниях простаты. Они помогают улучшить самочувствие и сохранить половую функцию, восстановить потенцию. Заказать нужные природные средства Вы можете у нас, нажав кнопку «бесплатный обратный звонок. Квалифицированные специалисты проконсультируют Вас по натуральным мужским препаратам.

Диагностические мероприятия

При кровяных выделениях из полового члена больному следует посетить кабинет врача-уролога. Специалист определяет причину заболевания после получения результатов необходимых исследований, включающих в себя:

  • Лабораторный анализ крови и мочи;
  • Специальный анализ крови;
  • Трехстаканную пробу;
  • Рентген и ультразвуковое исследование;
  • Уретроскопию;
  • Осмотр мочевого пузыря;
  • Биопсию выделительных органов.

Анализ крови необходим для определения факта наличия воспаления.

Специальный анализ крови назначается врачом для того, чтобы исключить онкологические заболевания. Если уровень специфического антигена значительно превышает норму, то это говорит об образовании злокачественной опухоли. Рак простаты – тяжелая болезнь, которую необходимо лечить на начальной стадии развития.

Ультразвуковое исследование предстательной железы позволит выявить участки склеротических поражений, которые типичны для фиброза. УЗИ мочевого пузыря проводится для того, чтобы выявить конкременты в органе. Диагностировать цистит помогут общий анализ крови и мочи.
При наличии воспаления в простате, врач назначает пациенту анализ секрета простаты, который может определить причину воспаления, если заболевание носит инфекционный характер.

Эффективные способы лечения
Для того, чтобы устранить кровотечение из полового члена, требуется установить причину патологии:

  1. Способ лечения при простатите зависит от вида воспаления. Если диагностируется застойный простатит, то ему назначают противовоспалительные свечи, а если инфекционный, то применяются антибактериальные препараты. Для устранения болей используют нестероидные противовоспалительные средства, а также спазмолитики;
  2. Для лечения цистита применяют антибактериальные препараты широкого спектра действия. Устранить боль способны нестероидные противовоспалительные препараты и спазмолитики;
  3. Для удаления камней из мочеполовой системы используют ультразвуковые волны. Если конкременты движутся по уретральному каналу, то нужно ждать их выхода. Снизить болезненность помогут спазмолитики;
  4. Если в тканях простаты образовались гнойные скопления или камни, то пациенту показано хирургическое лечение;
  5. Лечение злокачественных опухолей проводится гормонотерапией в комплексе с лучевой и химио-терапиями.

Какими бы не были причины открытия кровотечения из полового члена, они требуют незамедлительного лечения. Важно помнить, что ставить диагноз и назначать лечебную терапию может только врач.

Не секрет, что лечить любые заболевания намного сложнее, чем их предотвращать. Врачи рекомендуют для профилактики мужских заболеваний соблюдать режим труда и отдыха, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и употреблять продукты, которые богаты витаминами, минералами и микроэлементами. Для обогащения организма витаминами закажите необходимый мужской препарат, нажав кнопку «бесплатный обратный звонок». Наши специалисты подберут нужный комплекс или препарат именно для Вас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: